med_in_art (med_in_art) wrote,
med_in_art
med_in_art

Categories:

Эрготизм: переживание божественного огня или путешествие в ад

Еще Вазари, описывая творчество Босха, говорил: «Кто был бы в состоянии рассказать обо всех тех бродивших в голове Иеронима Босха удивительных странных и игривых мыслях, которые он передавал с помощью кисти, о тех привидениях и адских чудовищах, которые часто более пугали, чем услаждали смотревшего»

 photo 1506.jpg
И.Босх. Искушение Святого Антония

Творчество художника Еруна Антонисона ван Акена, более известного как Иероним Босх, завораживает. Босх оставил после себя лишь дату смерти- 9 августа 1516г., около 25 картин и около 20 рисунков, тогда как каких-либо дневников, писем или документов, способных раскрыть тайны его личности, до сих не обнаружено. Кроме того, Босх никогда не датировал свои работы, поэтому точно неизвестно, когда он писал их, или даже сколько лет ему понадобилось на их создание. Занятно, что о жившем в то же время Леонардо да Винчи (1452—1519) известно куда больше. Про Босха же, кроме того, что он провел около 40 лет в братстве Богоматери Хертогенбоса, был женат на богатой вдове и ни разу не выезжал за пределы своего города, неизвестно ничего.
Выдвинуто множество самых разнообразных гипотез относительно личности Босха, но ни одна не может считаться достоверной. Предполагали, что он был знаком с практикой алхимии, магии, оккультных наук, астрологии, спиритизма, а также владел искусством применения галлюциногенов, вызывающих адские видения.

Многие ученые и искусствоведы считают, что на его творчество повлиял эрготизм или "Антонов огонь" - отравление спорыньей, умышленное или нет - не ясно.Реалистичность изображения эрготизма в творчестве Босха подтверждают и врачи: на его рисунке «Процессия калек» множество людей с ампутированными конечностями, к чему приводит отравление спорыньей (ранее считалось, что там изображена проказа).
Многие картины и рисунки, относящиеся к XV-XVI векам, являются подлинным свидетельством страданий «ignis sacer» («Святой огонь» или «Огонь Святого Антония»). С медицинской точки зрения лучше всего и очень реалистично Святой огонь отображен в картинах и рисунках не только Иеронима Босха,но и Питера Брейгеля старшего и Маттиаса Грюневальда. Их изображения отражают сущность болезни яснее, чем некоторые современные медицинские описания эрготизма.
"Эрготизм (от фр. ergot «спорынья») — отравление человека и животных алкалоидами спорыньи, попавшими в муку из зёрен ржи и некоторых других злаков, заражённых склероциями.


 photo rrr.jpg
"Жизненный цикл" грибков спорыньи и внешний вид пораженного злака

Спорынья или маточные рожки (лат. Cláviceps) — род грибов семейства спорыньёвых (Clavicipitaceae), паразитирующий на некоторых злаках, в том числе, на ржи и пшенице. Спорынья поражала рожь, преимущественно в сырые и холодные годы. В Средние века часто случались "холодные" и влажные лета, из-за погодных условий развитие спорыньи усиливалось, люди употребляли «зараженный» хлеб.
Известно, что около 1070 года был основан «орден святого Антония» - это учреждение стало центром по лечению больных с отравлением спорыньей. Примечательно, что фанатичными участниками Первого крестового похода 1096 года были бедные крестьяне из районов, наиболее сильно пострадавших в 1094 года от эпидемии „священного огня“.

Склероции спорыньи содержит большое количество алкалоидов, наиболее ядовитый из которых — эрготинин.
 photo 20190502_181043.jpg
И.Босх. Рисунок "Процессия калек"

Как только склероции спорыньи попадают в организм человека, начинается так называемый инкубационный период болезни, он варьируется от нескольких часов до нескольких месяцев.
У человека обычно бывает три формы или типа/варианта болезни: 1)судорожная (лат. ergotismus convulsivus) или «ведьмина корча» с яркими галлюцинациями 2) гангренозная (лат. ergotismus gangraenosus) или непосредственно «огонь святого Антония» («Антониев огонь», «священный огонь»), получивший свое название из-за "сгорания заживо" конечностей и 3) энтероэрготический, с преимущественным поражением кишечного тракта.
Энтероэрготизм был впервые описан в Индии, его возбудитель C. fusiformis (Patel et al., 1958). Хотя само название энтероэрготизм «подчеркивает» желудочно-кишечные расстройства, симптомы также могут включать сонливость, галлюцинации и головокружение.

Алкалоиды спорыньи являются агонистами различных серотониновых рецепторов (Tfelt-Hansen et al., 2000) и считается, что взаимодействия именно с этими рецепторами лежат в основе разнообразных проявлений эрготизма- по химической структуре они сходны с дофамином, серотонином и гистамином, что, видимо, и обуславливает тропность к рецепторам. Некоторые из алкалоидов взаимодействуют с 5-HT1B / D субтипом серотониновых рецепторов, отвечающих за периферическую вазоконстрикцию, приводящим к гангрене (Andersen et al., 1987). Агонизм с 5-HT2A-субрецепторами вызывает галлюцинации (Vollenweider et al., 1998).

Когда в пищу случайно попадают алкалоиды спорыньи, у употребивших ее развивается тошнота, головокружение, бессонница, общее возбуждение и бред. Этот бред имеет определенные общие черты, люди видят очень яркие галлюцинации с участием причудливых животных, демонов и обязательно огня.

Возможно, представление об аде, как о гиене огненной, также родилось под действием эрготизма.

Вспышки эрготизма случалась много раз на протяжении всей истории, и даже относительно недавно, в 1951 году, одна из них «захватила» небольшую французскую деревню.

В 1880-х годах доктора F.Siemens и F.Tuczek подробно описали психозы при эрготизме. Изменения психики при отравлении спорыньей являются настолько яркими, что иногда выходят на первый план в болезни.
Врачи Марбургского факультета наблюдали психические расстройства во время эпидемии эрготизма 1596 года (тогда они посчитали эпидемию инфекционной), двумя годами позже в 1598 году Sennert описал различные психозы, которые имели общие черты: ступор в сочетании с «живыми» переживания божественного огня. В 1697 году в Гессене были описаны случаи потери умственных способностей после корчи. Hoffmeyer в 1742 отмечал «бредовое безумие». Taube указывал на «тупоумие», манию или «истинное бешенство» и истерию после эпидемии 1770-71 гг. Wichmann описывал психические расстройства так: «многие больные впадали в настоящее сумасшествие, тупоумие или какую-то нечувствительность, так, что они, когда их спрашивали, пристально смотрели на собеседника и ничего не отвечали, как бы не понимая вопроса». Во время эпидемии 1831—32 года в Wagner отмечал галлюцинации и потерю памяти.
В 1938г. Альберт Хоффманн (Albert Hoffmann), швейцарский химик, присоединил диэтиламидную группу к лизергиновой кислоте, которая содержится в спорынье, и получил ЛСД-25. Через 5 лет, повторяя синтез почти забытого вещества, вещество случайно попало на кончик пальца и абсорбировалось в кровь, так 16 апреля 1943 года химик открыл психоделический эффект ЛСД.

Однако, в отличие от тех, кто намеренно принимал ЛСД, те, кто страдал эрготизмом не осознавали, что влияло на них, в том числе из-за того, что дебют болезни имитировал бубонную чуму и в результате можно было умереть. После бесконечных приступов тошноты в сочетании с бессонницей, а затем с ужасными галлюцинациями, у пораженных часто развивалась гангрена пальцев и конечностей, и если они все же выживали, то подвергались ампутации. В эпоху Ренессанса такие страдания заставили многих поверить в возможность реального путешествия в ад.

«Калеки» Питера Брейгеля старшего, написанные за год до смерти и переданные в Лувр в 1892 году, до сих пор остаются предметом дискуссий искусствоведов, пытающихся трактовать аллегории уродливого и страшного мира. Искалеченные люди передвигаются, опираясь на костыли, и можно долго пытаться разглядеть в их глазах недоверие, непонимание, обиду и постоянную гнетущую боль. Но несомненно другое - все они были жертвами эрготизма.
 photo bruegel11.jpg
П.Брейгель старший. "Калеки"

В этом контексте любопытно творчество Маттиаса Готарда Нейтардта (1470-75 - 1528), мистического художника, ставшего впоследствии знаменитым под именем Груневевальд (нем. Matthias Grünewald, Mathis Gothart-Nithart), современника Дюрера и Рафаэля, который жил при лазарете Изенгейм, разрушенном во время Великой французской революции. Груневальд мог часто наблюдать оба проявления эрготизма, как гангренозную, более типичную для Франции, так и конвульсивную или «ведьмину корчу» с судорожными припадками, бредом и зрительными галлюцинациями (в основном наблюдаемую в Германии как «Kriebelkrankheit»). Сохранилось не более десятка произведений Грюневальда, но из тех работ, что дошли до нас, самым знаковым, несомненно, является «Изенгеймский алтарь», который включает в себя «Искушения Святого Антония» (левая боковая створка). Святой Антоний, поверженный, но не сломленный старец с длинной бородой, окружен жестокими демонами- чудовищами, которых ровно семь (по количеству грехов), и, видимо, больной с эрготизмом олицетворяет уныние.

 photo 363988.jpg

М.Грюневальд. "Искушение Святого Антония" («Изенгеймский алтарь», левая створка) 1514-1515

 photo pic_1.jpg
М.Грюневальд. "Искушение Святого Антония" Фрагмент(«Изенгеймский алтарь», левая створка) 1514-1515
 photo artonline2496 1.jpg
М.Грюневальд. "Искушение Святого Антония" Фрагмент, изображающий больного с эрготизмом («Изенгеймский алтарь», левая створка) 1514-1515

Было бы, конечно, заманчиво предположить, что религиозно-окрашенные галлюцинации и бред, которые часто развиваются при эрготизме, вдохновившие многих художников, могли быть не случайными,а спровоцированными. Это очень привлекательная гипотеза о возможной наркомании. Например, массовые галлюцинации, похоже, все же могли индуцироваться: имеются свидетельства, что для культа Деметры (или посвящения в Великую Тайну Деметры) в античной Элевсине использовалась психотропная смесь, приготовленная из Claviceps paspali, другого типа спорыньи.
На картине И. Босха «Искушение святого Антония» есть четкие свидетельства не только эрготизма, но и использования психотропных трав. Есть даже предположение, что эта картина-карта, символично изображающая все известные на тот момент дурманящие травы. В центральной части можно увидеть калеку с деревянной ногой (спорынья), слева вверху изображено сожжение больницы Святого Антония (заведения, лечившее отравления спорыньей), жители больницы стоят на небольшом расстоянии, в то время как демоны помогают разрушать дом. Слева внизу- плод мандрагоры(плод, используемый ведьмами). На картине есть также всадники на керамической урне(?) с колючками на голове, похожими на яблоко с шипами (вероятно, это символичное изображение плодов Datura stramonium или Cardanum arvense) и еще один всадник с мандрагорой на голове в правом углу. Немного правее на огромной «мандрагоре в болоте» можно идентифицировать «колдуна», чья ампутированная нога лежит рядом с ним на ткани, а его палка похожа на костыль. Без сомнения, эти растения могут указывать на то, что люди того времени использовали различные наркотические травы для сексуального возбуждения, ярких сновидений и даже галлюцинаций. Если это действительно так, то Босх тоже мог "вдохновляться" легкими галлюциногенами и его можно считать предшественником Шарля Бодлера и Эдгара Аллана По, которые «помогали» свой музе наркотическими средствами.

Ответа на вопрос, были ли перечисленные художники первыми "наркоманами", или же они просто описывали окружающую действительность, видимо, нам не суждено узнать.

Медицинский взгляд на изобразительное искусство поверхностен, и он не может интерпретировать все нюансы. Великому искусству не нужны психоделики для стимуляции вдохновения. Все легенды христианского мученичества, бушевавшие частые эпидемии, смерть, которая всегда была рядом и неизбежна («memento mori!») - все эти факторы были для воображения средневекового художника куда важнее, чем гипотетические, но недоказуемые эффекты эрготамина, хотя теперь мы знаем, что все алкалоиды C. purpurea являются структурно схожими с ЛСД и, следовательно, способны вызывать психоз.

Подводя итог, можно с уверенностью заключить лишь одно: средневековые художники и врачи стали свидетелями загадочной эпидемии, происхождение которой они не могли объяснить или лечить. Единственно возможной на тот момент помощью была сильная вера в Божью благодать, строгая изоляция больных и смиренная, добродетельная жизнь. Именно поэтому эти старые картины человеческих страданий до сих пор нас так впечатляют.

интересно
интересно
Tags: болезнь в искусстве, диагноз по картине, история болезни, тематическая подборка картин
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments