med_in_art (med_in_art) wrote,
med_in_art
med_in_art

Categories:

Косоглазие Давида Микеланджело

«В каждом куске мрамора я вижу статую, уже созданную, как будто она стоит передо мной в своем совершенстве. Мне остается только срезать грубые стены, которые заключают в тюрьму прекрасное тело, чтобы открыть его другим глазам, как мои видят это». (с) Микеланджело


В 1501 году Микеланджело получил заказ от флорентийской гильдии торговцев шерсти на изготовление гигантской статуи для одного флорентийского собора. Давид был начат в 1501 году, когда Микеланджело было всего 26 лет, и закончен в 1504 году, когда ему еще не было 30 лет.

Считается, что это один из эталонов красоты и пропорции, который стал свидетельством мастерства Микеланджело. Интересно, что заказ был просто «изобразить Давида». Давид- известный библейский персонаж, битва которого с Голиафом является одним из главных сражений Ветхого Завета. Если б раньше существовали супергерои, то среди героев Марвела или DC Давид занял бы достойное место. Голиаф- могучий филимистянский гигант, сделавший иудеям предложение решить исход битвы единоборством с ним: если победа будет иудейской, то быть филистимлянам их вечными рабами и наоборот. Так вот, все предшествующие Микеланджело работы изображали Давида сразу после того, как он убил и обезглавил Голиафа. Давид Микеланджело создает новый образ. Он изображает «самого красивого человека, готовящегося к убийству - не дикостью и грубой силой, но интеллектом и умением». Как же он добился этого анатомического совершенства, если единственно возможное изучение строения человеческого тела, вскрытие, было запрещено в эпоху Возрождения, и художники, которые хотели изучить строение человеческого тела, должны были делать это тайно?
Когда Микеланджело изготовил деревянный алтарь - распятие в натуральную величину для базилики Санто-Спирито во Флоренции, то настоятель предоставил ему доступ к телам, ожидающим захоронения. Изучение анатомии стало страстью Микеланджело, собственно, все его работы демонстрируют «правильные» аспекты строения тела. Он даже собирался опубликовать трактат по анатомии вместе со своим другом- врачом Реалдо Коломбо, который лечил его от камней в почках, а затем стал профессором и медицинским консультантом в Ватикане. Работы Микеланджело были настолько реальны, что они использовались в качестве моделей другими художниками (да и используются до сих пор). Кроме того, «патологические» особенности в его картинах и скульптурах привлекают большое внимание в медицинских журналах.

Несмотря на мастерство Микеланджело, Дэвид обладает определенными анатомическими недостатками. Правая рука больше левой, на ней увеличен мизинец.
Однако самая значительная аномалия, которого из-за размеров скульптуры была замечена только недавно - это расходящееся косоглазие Давида: если правый глаз смотри прямо, левый глаз смотрит влево. Причина, по которой эта деталь не распознавалась в течение сотен лет, заключается в том, что большинство зрителей были физически неспособны увидеть сразу оба глаза Давида (нельзя посмотреть ему «в глаза» на уровне глаз и на расстоянии вытянутой руки). Статуя, около 5 метров в высоту, может быть просмотрена только снизу, ну или на расстоянии.
В 1999 году проект Digital Michelangelo, возглавляемый Стэнфордским университетом и Марком Левой, профессором-инженером, создал трехмерную компьютерную модель, позволяющую просматривать работу под разными углами. Цифровое прямое изображение «в лоб» (фронтальное) и подтвердило косоглазие Давида.
Если внимательно посмотреть на Давида, становится очевидной общая асимметрия пропорций, когда голова и верхняя часть тела пропорционально больше нижней части тела. Лоис Фихнер-Ратус в своем классическом учебнике «Понимание искусства» отмечает, что Давид формирует новую концепцию художественного пространства. Чтобы полностью осмыслить скульптуру, зритель должен обойти произведение, после чего он обнаруживает, что внешний вид Давида кардинально меняется. Правая сторона статуи гладкая и сложная, в то время как левая сторона, от вытянутой стопы до растрепанных волос – в движении. Именно для этого- для красоты во всех смыслах- Микеланджело сознательно сделал части тела непропорциональными.

Что касается глаз, при всем желании только один глаз можно «увидеть» за один раз, когда зритель ходит вокруг статуи. Микеланджело использует косоглазие Давида как художественный инструмент. Подойдя к статуе слева, зритель видит, что левый глаз смотрит на него (и выше), как будто фокусируется на Голиафе. Тем не менее, правый глаз не полностью виден под этим углом. Если человек стоит справа от статуи и начинает обход справа, то правый глаз остается видимым, а левый глаз исчезает.
Микеланджело, должно быть, рассчитал угол осмотра и учел положение зрителя, чтобы идеально соответствовать качествам, которые так просили заказчики: статуя отражает одновременно силу, хитрость и интеллект.
Офтальмологам, конечно, сложно поверить, что косоглазый Давид мог успешно справиться с Голиафом, когда даже сфокусировать взгляд на враге при таком дефекте очень сложно.

Список литературы:
1. Shaikh S, Leonard-Amodeo J. The deviating eyes of Michelangelo's David. J R Soc Med. 2005;98(2):75–76. doi:10.1258/jrsm.98.2.75
2. Fichner-Rathus L. Understanding Art. Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice Hall, 1995
3. Eknoyan G, De Santo NG. Realdo Colombo (1516–1559). A reappraisal. Am J Nephrol 1997;17: 261–8
4. Strauss RM, Marzo-Ortega H. Michelangelo and medicine. J R Soc Med 2002;95: 514–15
5. King R. Michelangelo and the Pope’s Ceiling. New York: Penguin USA, 2003
6. Levoy M. The Digital Michelangelo Project,2004

Tags: Италия, болезнь в искусстве, история медицины, путешествие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment