med_in_art (med_in_art) wrote,
med_in_art
med_in_art

Category:

Портретное сходство

В галерее Уфицци висит портрет Элеоноры Гонзага кисти Тициана. Парадный портрет герцогини написан им около 1537 года- Тициан не указал дату, однако благодаря письму самой дамы от 7 ноября 1537 г., мы знаем, что именно в это время Тициан заканчивал ее портрет вместе с мужем, Франческо Марии делла Ровере. Семья почти год ждала, когда Тициан откликнется на их просьбу- венецианский художник был очень востребован. В тот момент речь шла о портрете четы. Остался  лишь карандашный набросок,где герцог и герцогиня вместе (в Италии в те годы обычай изображать женщин отдельно от мужчин еще не вошел в моду). Однако муж захотел свой одиночный парадный портрет, который был сложнее по атрибутике и выполнен по эскизам уже в Венеции: для того, чтобы сделать его максимально реалистичным, герцог даже направил в мастерскую Тициана свои доспехи, а в 1538 году начал требовать реституции, поскольку прошло более чем достаточно времени, а портрета все еще не было. Так вот, герцог, очарованный представлением о своем будущем парадном портрете, уступил место супруге, разрешив ей быть изображенной отдельно.  Чопорная красивая знатная женщина по разным свидетельствам могла быть возможной моделью или музой великого венецианца для картин "Девушка в меховой накидке" и "La bella", а также прототипом "Венеры Урбинской".

Про жизнь Элеоноры мало что известно, кроме того, что она прожила довольно долгую жизнь (почти 80 лет). Портрет был высоко оценен, критики посчитали, что это пример "живописи - молчащей поэзии, а поэзии - говорящей живописи" («ut pictura poësis »), популярного в то время направления. Также отмечали богатую цветовую гамму, мягкость черт лица и неподдельную скромность герцогини.


Работа украшала виллу в Пезаро с 1538 года, и оставалась там до смерти Элеанор, после чего она была перевезена во Флоренцию с приданным Виттории делла Ровере, вышедшей замуж за Фердинанда II Медичи .

Относительно недавно, в церкви Санта-Кьяра в Урбино (Италия), были обнаружены останки. Собственно, с учетом приблизительного их возраста, они могли принадлежать Элеоноре Гонзага делла Ровере (1493–1570) или же другой урбинской красавице Баттисте Сфорца (1447-1472), также герцогине Урбинской (и второй женой Федериго да Монтефельтро, с которым она изображена на диптихе кисти Пьеро делла Франческа). Собственно, ни генетически, ни как иначе, подтвердить происхождение останков было невозможно, увы.

И тут на помощь пришел портрет Тициана. Был изучен по всем параметрам череп, выполнено и одонтологическое исследование нижней челюсти в попытке выяснить личность. Установлено, что возрастные оценки скелета больше соответствуют возрасту смерти Элеоноры (она умерла почти на 100 лет позже). Черепно-лицевое "наложение" на портрет Элеоноры Гонзага Тициана показало, что лицо Элеоноры почти полностью совпадает с черепом за исключением длины носа. Но, видимо, укорочение носа было художественным преображением, длинные носы не считались каноническим признаком красоты.

Собственно, изучение других полотн Тициана не оставило сомнений, что это череп герцогини - носы он всегда уменьшал, причем его ретушь привлекала толпы заказчиков. С одной стороны это очень крутой результат- он раскрывает новый потенциал для судебно-медицинских расследований. С другой, этот метод доступен только для полотен Тициана и других немногих художников Возрождения, возможно, еще прерафаэлитов и передвижников. Но только попробуйте представить процесс опознания останков по "Авиньонским девицам" Пикассо...

"Найден череп натурщика, позировавшего Казимиру Малевичу для его картины "Черный квадрат".... :)

Tags: Италия, история болезни, путешествие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments