med_in_art (med_in_art) wrote,
med_in_art
med_in_art

Categories:

Тайна смерти Караваджо. Под солнцем Тосканы.

Итак, история не терпит сослагательного наклонения, а Тоскана известна не только Флоренцией, семейством Медичи и падающей башней. Она стала еще и местом, где обрел покой дерзкий Караваджо.

Останки, обнаруженные в безымянной могиле Тосканы на кладбище старой церкви в 1956 году, с высокой долей вероятности принадлежат великому художнику. Обстоятельства его гибели были окутаны мифами и легендами на протяжении 400 лет: например, ходили слухи, что он был убит церковными служителями за богоотступничество, что он умер от малярии или сифилиса, отравления свинцом (интоксикации белилами, которые он использовал для создания контраста между светом и тенью). Но что же действительно стало причиной его смерти?

Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio;1571— 1610), сын архитектора Фермо Меризи, который служил у герцога Сфорца, очень рано остался без отца: он умер во время эпидемии чумы, а мать с детьми переехала в пригород Милана под названием Караваджо. Далее Микеланджело Меризи учился в Милане в мастерской одного из учеников Тициана и быстро стал знаменитым, но не столько художественными работами, сколько вспыльчивым характером: его жизнь с этого момента навсегда была омрачена скандалами, драками и тюремными заключениями.

В 1589 году художник приехал домой продать свой земельный надел, по-видимому, нуждаясь в деньгах. Последний раз он посетил город Караваджо после смерти матери в 1590 году. Можно сказать, что именно в перерывах между драками он создавал свои шедевры реализма с использованием сильного контраста света и тени ( стиль получил название кьяроскуро (chiaroscuro). Караваджо так и не добился одобрения Римской католической церкви, особенно после изображения Богородицы, прототипом которой стала проститутка. Уже через год он был вынужден бежать из Милана после ссоры, завершившейся убийством. Так начались его скитания. Из Милана он попал в Рим, где спустя 10 лет он снова убил человека и бежал на Мальту. С Мальты Караваджо переехал на Сицилию, говорят, именно там его картины стали такими темными- у художника начался депрессивный период. Наверное, у него было еще и тревожное расстройство: он спал с ножом, боясь нападения, и нещадно резал картины после любой критики.

По приезду в Неаполь на Караваджо было совершено нападение, и он покинул город с множеством неглубоких, но, увы, уже инфицированных ран и направился в Тоскану, где надеялся получить прощение за убийство.Дальнейшие события покрыты тайной. По сведениям из переписки папского нунция Джентиле с кардиналом Боргезе, которым не все исследователи доверяют, Караваджо был задержан в крепости Пало, фелюга уплыла, и он отправился пешком в Тоскану, где и умер 18 июля.

31 июля в Риме был обнародован папский указ о помиловании Караваджо и опубликовано сообщение о его смерти.

То, как Караваджо умер под солнцем Тосканы в 39 лет, и побудило команду археологов и судебно-медицинских экспертов под руководством доктора Винсети провести свое расследование.

Чтобы проверить все существующие теории (что художник умер от малярии на тосканском побережье, был убит сифилисом или одним из его многочисленных врагов), команда должна была сначала обнаружить останки Караваджо. Винсети нашел манускрипт, в котором говорилось, что художник был похоронен на крошечном кладбище Сан-Себастьяно в Порто Эрколе.

Ученые из четырех итальянских университетов проанализировали около 200 человеческих останков, которые были найдены недалеко от Порто Эрколе на тосканском побережье. Затем с помощью углеродного анализа были отобраны кости, принадлежащие мужчинам в возрасте 30-40 лет ( Караваджо умер в возрасте 39 лет в 1610 году).

Из всех останков была извлечена ДНК, которую сравнили с ДНК людей, поколениями живших в городке Караваджо на севере Италии (вероятных потомков художника с фамилиями Меризио или Меризи).Были проведены множественные химические анализы.

Увы, настолько древняя ДНК может меняться и деградировать, поэтому 100% уверенности просто не могло быть, однако только в одном «наборе костей» были обнаружены все необходимые совпадения: возраст и дата смерти, пол и рост (свидетельства жизни говорили о довольно высоком росте художника).

Вплоть до 1956 года останки художника покоились в общей могиле, где в Средние века были похоронены еще около 200 человек. Теперь они перенесены в специальный склеп.

Команда Национального комитета по культурному наследию Италии полагает, что наиболее вероятной причиной смерти стал….солнечный (тепловой) удар. Июль 1610 года на побережье Тосканы был необычайно жарким, сохранились свидетельства не одной смерти от теплового удара.

Смерть была внезапной, тогда как других причин выявлено не было. Хотя организм был безусловно ослаблен сифилисом и импетиго ( останки имели признаки стафилококковой кожной инфекции, по- видимому, осложнившей заживление множественных ран), но достоверных, привычных современному человеку признаков сепсиса у пациента не было.
Хотя в Lancet была опубликована статья о вероятной инфекционной причине смерти (как-то странно умереть от теплового удара итальянцу): было предложено несколько гипотез смерти от инфекций, таких как бруцеллез, малярия или сепсис, вторичный по отношению к инфицированной ране, которую Караваджо получил во время своей последней драки в Неаполе. Золотистый стафилококк (Staphylococcus aureus) подтвержден сразу двумя методами обнаружения ДНК: неспецифического метагеномного метода и специфического метода количественной ПЦР, нацеленного на S. aureus. Протеомный анализ зубов также выявил наличие только одного патогена S. aureus. Поэтому можно сделать вывод, что человек, чей скелет датируется началом 17-го века и был найден в Порто Эрколе, умер вместе со своим S aureus.
И хоть говорят, что признаков системной инфекции у пациента не было, была обнаружена одна кость с признаками остеомиелита.

Историю болезни или смерти людей, живших так давно, сложно безоговорочно и однозначно верифицировать. Для развития остеомиелита требуется время, поэтому сложно сказать, сколько лет Караваджо с ним жил. Обе причины кажутся вполне реалистичными, но с уверенностью выделить любую из них как основную сложно.

Также был обнаружен высокий уровень свинца и других металлов, используемых в красках: при этом концентрация свинца была достаточно высокой, чтобы индуцировать психотические реакции, и, например, убийство в результате аффекта, но не достаточна для смерти.

Так в расцвете сил по дурному стечению обстоятельств под солнцем Тосканы умер Караваджо



Список литературы:
1. Drancourt M. Did Caravaggio die of Staphylococcus aureus sepsis? Lancet Infect Dis. 2018 Nov;18(11):1178.
2. Mystery of Caravaggio's death may be solved. by Nick Squires in Rome 16 Jun 2010
3. Caravaggio May Have Died of Infected Sword Wound, Not Syphilis/ by Meilan Solly smithsonian.com September 25, 2018


The lancet
The guardian
telegraph.co.uk
Tags: Италия, история болезни, путешествие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments