med_in_art (med_in_art) wrote,
med_in_art
med_in_art

Categories:

МЕДИТИРУЮЩИЙ НЕТЛЕННЫЙ ЛАМА В БУРЯТИИ И ДРУГИЕ БУДДИЙСКИЕ МУМИИ

Есть в Бурятии национальная святыня, собирающая паломников со всего мира - монах Даши-Доржо Итигэлов, который все еще жив, спустя почти 100 лет после смерти, и "принимает гостей" в одном из семи храмов Иволгинского дацана.

"Многие монахи познают смерть, умирая при медитации и освобождаясь от земного существования. Они могут медитировать десятки лет, и их тела не разлагаются. Пример тому - медитирующий лама в Бурятии…".

В 1927г. Даши-Доржо принял позу лотоса и погрузился в глубокую медитацию, пообещав вернуться живым, когда в страну придет эпоха перемен. В 2002г. тело было извлечено из могилы. Обнаружено, что монах чудесным образом сохранился, как будто он умер только вчера. Врачи судебно-медицинской экспертизы составили протокол, в котором говорилось, что кожные покровы не имеют даже трупных пятен, ногти и волосы не росли, ткани ламы мягкие, а суставы гибкие. Поэтому лама был объявлен священным объектом буддизма.

Буддийские мумии, также называемые бодхисатвами или живыми Буддами - нетленные тела буддийских монахов и монахинь, которые не имеют каких-либо следов преднамеренной мумификации (не путать с Лениным :)

Они глубоко почитаются многими буддистами, верящими в то, что монахи еще живы, они просто замерли в глубокой медитации на пути к нирване, и только святость могла им дать такую возможность. Практика преднамеренной мумификации противоречит буддийской вере. Список почти достигших нирваны довольно большой. В 2015 году Венгерский музей естествознания "нашел" еще одну мумию внутри статуи Будды.

Некоторые буддийские монахи махаяны оставляли инструкции, которым следовали после их смерти, например, тела в позе лотоса помещали в сосуд с осушителями (уголь, древесина, бумага или известь) и окружали кирпичами, защищая от влажности. Сохранившиеся тела через какое-то время эксгумировались, расписывались и украшались золотом (так делали, например, в Китае). Некоторые монахи рекомендовали покрывать тела глиной или солью. По данным экспертов самомумификация тибетского монаха, чье тело было извлечено относительно нетленным в 1990-х гг, а умер он в 1475 г., была достигнута благодаря сложным практикам медитации в сочетании с длительным голоданием и медленным самоудушением с использованием специального ремня, который соединял шею с коленями в позе лотоса.

В настоящее время считается, что у буддийских мумий можно идентифицировать три основных типа мумификации (Cockburn, 1980): тип I или естественная мумификация, тип II - преднамеренная естественная и тип III, полностью искусственная. Но более интересна другая классификация: Мацумото (1990) разделил мумии на четыре группы, исходя из их "идеологического" происхождения. Группа А - это мумии священников, верящих в Амитабху (Верховный Будда, председательствовавший на Чистой Земле); группа B, мумии священников, принадлежащих к секте сингонов японского буддизма, основанной Кукаем (Кобо-даиси); группа С - мумии священников, верящих в Майтрейю (Будда, управляющий Чистой Землей на Севере, или Будда будущего); и группа D - все другие мумии. Так вот, мумии групп A, C и D имели признаки есстественной или преднамеренно-естественной мумификации, тогда как группа B - искусственной.

Монахи из группы В (Sokushinbutsu) практиковали nyūjō ( 入定 ): они придерживались диеты, состоящей из древесины, соли, орехов, семян, корней, сосновой коры. Затем их "хоронили заживо" в сосновом ящике, наполненном солью, в который вставляли трубку для воздуха. Монахи под землей звонили в колокольчик, сигнализируя, что они живы. Когда колокольчик переставал звонить, воздушная трубка удалялась.

Такой вид самоубийств был запрещен в 1879 году, но до середины XX века никто не задумывался о том, что в стране с высокой влажностью невозможна естественная мумификация. Несмотря на это в Японии две дюжины буддийских мумий, и, кроме семейства Фудзивара, могущественного клана северо-восточной Японии 12-го века, все мумии датируются 17-19-ыми веками. Кстати, мумии семейства Фудзивара, принадлежавшего вере Амитабхи (группа А), хорошо сохранились до наших дней, но и они также имеют одну "искусственную" нетленку: как оказалось, одна из четырех мумий имела отрезанную, но приставленную обратно голову и другие увечья (в лобную кость был вбит длинный железный гвоздь, отрезаны ушные раковины и нос): монахи срастили человеческий пазл обратно, и в целом эта мумия ничем не отличается от остальных.

Кстати, к буддийским мумиям относят и мумию красавицы Синь Чжуи (Xin Zhui), умершей в 163 г. до н.э. Она была известна как дама или маркиза Дэй и стала популярной, спустя более 2000 лет после смерти, когда случайно обнаружили ее гробницу с нетленной хозяйкой. Ни о какой святости в ее случае речи не шло: она славилась экстравагантным образом жизни, но сам факт того, насколько хорошо сохранилось тело человека, умершего более 2000 лет назад, впечатляет. Более того, судмедэсперты смогли установить причины ее смерти. Она страдала от множества болезней, которые в конечном итоге привели к ее смерти. Умерла она от инфаркта миокарда, все крупные и сохранившиеся мелкие сосуды имели признаки тяжелого атеросклеротического поражения, а печень - признаки неалкогольной жировой болезни. Собственно, все эти проблемы были, вероятно, связаны с лишним весом, набранным из-за сидячего образа жизни: было обнаружено множество грыж межпозвоночных дисков, что вероятно, способствовало снижению физической активности. Она также страдала желчекаменной болезнью, и один из камней застрял желчном протоке, что и спровоцировало развитие инфаркта. В ее желудке, кишечнике и пищеводе было обнаружено 138 семян дыни, что позволило предположить, что она умерла летом, в июле или августе, а обилие клетчатки в сладкой дыне с желчегонным и эффектом и спровоцировало обструкцию желчного протока.
Синь Чжу умерла в возрасте около 50 лет в 168 году до нашей эры. Она была похоронена в огромной гробнице с более чем тысячью предметов, начиная от напитков и сосудов с едой, до шелковой одежды и гобеленов, резных и драгоценных фигурок.

Секрет такой нетленности также до сих пор не разгадан. Но у ламы Итигэлова есть как минимум еще один неразгаданный секрет.

Даши-Доржо Итигэлов родился в 1852 году и начал религиозное образование в возрасте шестнадцати лет. Он учился в Аннинском дацане (буддийском монастыре в Бурятии, ныне разрушенном), получив дипломы по медицине и философии. Говорят, он отлично разбирался в тибетской медицине и даже написал энциклопедию по фармакологии.

В 1911 году он был назначен двенадцатым Пандидо Хамбо Ламой (главой русских бурятских буддистов) и на этом посту он открыл период буддийского возрождения: он по праву стал выдающимся деятелем духовной жизни в тогда еще Царской России.
Во время Первой мировой войны Итигэлов руководил обществом "братьев бурят", организации, помогающей русской армии деньгами, продовольствием, одеждой и медикаментами. Он также помог создать несколько больниц, где врачи-ламы помогали раненым солдатам.
В 1926 году Итигэлов посоветовал буддийским монахам покинуть Россию, поскольку «красное учение приближалось к земле», сам решив остаться в стране. Год спустя, в возрасте семидесяти пяти лет, он попросил других лам начать церемонии медитации и похоронные обряды по поводу собственной смерти. Ламы воспротивились, ведь Даши-Доржо жив. В результате лама Итигэлов начал медитировать один, пока к нему не присоединились остальные, и вскоре он перестал дышать. Официальных документов о том, как умирал Даши-Доржо Итигэлов, нет. Он оставил завещание с просьбой похоронить его сидя в позе лотоса. Его тело поместили в сосновый ящик и похоронили в бумхане (кладбище для захоронений лам).
В 1955 году и в 1973 году тело Даши-Доржо было осмотрено буддийскими монахами, которые не нашли признаков разложения. Монахи решили сохранить факт незаконной и запрещенной эксгумации в тайне (уголовно- наказуемое деяние), поэтому тело оставалось в ящике до 2002 года. Лишь в 2002 г. тело было "официально" эксгумировано и перевезено в Иволгинский дацан, в резиденцию сегодняшнего Хамбо-ламы. С 2005 года тело открыто для контакта с другими людьми и находится фактически в обычных условиях, без специальных температурных или влажностных режимов.

В первые годы после обретения тела буддийское духовенство спокойно относилось к тому, что ламу активно изучали. Но с 2005 года указом главы Буддийской традиционной сангхи все биомедицинские исследования феномена закрыты, теперь святого даже нельзя фотографировать. Говорят, ламы были разъярены, когда снимки обнаженного Даши-Доржо появились на первых полосах газет.
Однако два детальных осмотра тела до этого времени все же были проведены.
Из «акта осмотра эксгумированного тела Д.-Д. Итигелова Республиканского бюро судмедэкспертизы Бурятии»:

11 сентября 2002 года:

«...Труп мужчины в сидячем положении, причем ноги трупа согнуты в коленях, а голени со стопами перекрещены... На теле трупа имеется халат из шелковой ткани оранжевого цвета... без признаков гниения... Какие-либо посторонние ароматические, смолистые или гнилостные запахи от содержимого короба не определялись... Мягкие ткани трупа эластичные, подвижность суставов сохранена... Каких-либо следов ранее произведенного вскрытия с целью возможной бальзамации или консервации... на теле трупа не обнаружено».

Через 2 года осмотр был повторен совместно с историками Российского государственного гуманитарного университета. Но в теле уже произошли изменения: ткани стали упругими, подвижность в суставах уже отсутствовала. Монахи начали смазывать кожу ароматическим маслами. Линия рта, как и глаз, перестала различаться. Говорят, что вес после эксгумации также варьирует, что объясняют меняющимися условиями влажности.
Анализ кожи показал значимое превышение нормы концентрации брома, что позволило выдвинуть гипотезу (Ершова Г.) о том, что диетические предпочтения Ламы, который употреблял в большом количестве бромсодержащие растения - например, горох, бобы, чечевицу, привели к угнетению процессов возбуждения в центральной нервной системе, не повлияв на сосудисто-двигательные центры. Этим способом также пользуются индийские йоги, которые умеют отключать свои жизненные энергообменные функции. Возможно, Хамбо Лама Итигэлов с помощью брома достиг состояния самадхи, при котором у человека резко сокращается частота дыхания, сердцебиения, и замедляется обмен веществ. Согласно учению йогов, при самадхи сознание человека функционирует, но не проявляется в форме чувств и логического мышления, от которых человек, наоборот, освобождается. Достигший самадхи может произвольно регулировать свои жизненные процессы.

Лама одет в золотой халат точно так, как на сохраненной фотографии. Известно, что все обнаруженные на сегодняшний момент мумифицированные останки, будь то египетские мумии, хрстианские святые или даже известные коммунистические деятели, при контакте с кислородом начинали естественный процесс разложения, кроме Итигэлова. Эта мумия уникальна.
Феномен Итигэлова при всей своей очевидности и открытости для ученых неподвластен современной биологической науке в принципе. Поэтому если вы до сих пор не верите в чудеса, вам пора в Бурятию.

Да, и в 2015г. в Улаанбаатаре была обнаружена еще одна мумия, по некоторым сведениям- это учитель Итигэлова.
Tags: палеопатология, путешествие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments