med_in_art (med_in_art) wrote,
med_in_art
med_in_art

Categories:

Папа Юлий II,диагноз по портрету Рафаэля

Мой любимый анекдот: Приходит как-то Микеланджело в Сикстинскую Капеллу. Встречает Папу Римского Юлия II и говорит ему:
-Здрасьте.
-Здрасьте, потолок покрасьте.


Итак, на картине Рафаэля изображен один из самых влиятельных понтификов - Папа Римский Юлий II (лат. Iulius PP. II), в миру — Джулиано делла Ровере (итал. Giuliano della Rovere, 1443— 1513), яростный противник семейства Борджиа, много сделавший не только для превращения Папской области в централизованное государство, но и для становления Рима - он перенес в него центр Возрождения из Флоренции, собрав гениальных живописцев и скульпторов в одном месте. Как утверждают историки, «несмотря на множество недостатков у Юлия было такое достоинство, в котором ему нельзя было отказать: способность разглядеть талант в человеке». Это легко можно проверить, посетив Сикстинскую капеллу. Роспись потолка Сикстинской капеллы представляет собой известнейший цикл фресок Микеланджело, созданный в 1508—1512 годах и считающийся одним из признанных шедевров Возрождения. Микеланджело, называвший себя скульптором, а не живописцем, в рекордные сроки выполнил заказ Папы в технике фрески. Кстати, когда Микеланджело познакомился с Юлием II, тому исполнилось уже шестьдесят два года, и перед художником предстал властный и деспотичный понтифик, которого даже дразнили соответствующим образом: «папа-солдат» или даже «Юлий Цезарь». Но здесь интересно другое.
Юлий II был далеко не первым Папой, у кого были дети до момента их избрания. Точно известно об одной его дочери, которую он очень выгодно выдал замуж за одного из самых влиятельных вельмож, хотя в некоторых источниках упоминается о трех дочерях. Имеются указания и на то, что за понтификом водились и иные грехи.

В 1517 году появилось анонимное сочинение под названием «Юлий, отлученный от небес». Только в 2013г. исследователи признали, что автором этого анонимного сочинения был все-таки Эразм Роттердамский. Диалог начинается с того, что пьяный папа Юлий II пытается открыть небесные врата ключом к своему секретному сундуку с деньгами. Его сопровождает его Гений, его ангел-хранитель. Позади него солдаты, которые погибли в его военных кампаниях, которые, как он обещал, попадут на небеса, независимо от их поступков. Петр отказывает ему в проходе, даже когда Юлий угрожает ему. Затем Юлий подробно объясняет все свои поступки и оправдывает свои грехи - от симонии* до педерастии – ведь нареченный Папой на земле имеет право оправдать любой грех. Апостол Петр упоминает и секс с мальчиками, а Юлий ему отвечает, что зато при мне Церковь превратилась во влиятельную государственную структуру.

Петр с отвращением отворачивается. Диалог заканчивается тем, что Юлий планирует собрать армию, чтобы создать свой собственный рай и захватить небеса.
Так вот, про грехи и язвы. Как и его дядя Сикст IV, Юлий, скорее всего, был бисексуалом. Слухи о его влечении к мужчинам распространялись на протяжении всего его понтификата. Он обвинялся в частом посещении проституток-мужчин в Риме, а в исторических свитках также упоминалось о «минутах слабости» к своим соратникам по Ватикану, что сделало его объектом насмешек. Например, Папа привез губернатора Болоньи в Рим и в присутствии губернатора был мягкотел и сговорчив, что трактовалось общественностью как роман или, по крайней мере, влечение к этому человеку. После убийства одного из его ближайших товарищей, кардинала Алидоси, Юлий ужасно скорбел, он забаррикадировался в своих покоях и отказывался от еды. Через несколько недель он все же вышел из покоев и отправился из Равенны в Римини в закрытом экипаже, прохожие слышали стенания, доносившиеся из недр Папской кареты.
После знаменитой ссоры с Юлием король Франции Людовик XII созвал Пятый совет Латеранцев. Совет действительно собрал религиозных чиновников, намеревающихся свергнуть Юлия. Они опозорили Юлия как содомита, заявив, что язвы сифилиса покрывают кожу Папы. Это первое историческое конкретное «обвинение» похоже на правду.

Фаллопий, итальянский врач и анатом, лечивший многих последователей Юлия II, в своих трудах упоминал про множественные язвы на теле понтифика сифилитической природы. Например, в 1508 г. в Страстную пятницу, папа отказался предоставить свои оголенные стопы для поцелуев всем страждущим, чего требовал обычай. Ноги все были покрыты сифилитическими язвами. Собственно, кисти рук тоже имели изъязвления, поэтому, как может догадаться пытливый зритель, Рафаэль писал их с другого натурщика.
Как известно, сифилис - это заболевание, которое наиболее часто встречается в истории искусств, т.к. наряду с гонореей является самой древней венерической болезнью. А вот распознать сифилис на картинах сложно. Потому что трудно точно определить, как выглядит сифилис. У него так много всевозможных симптомов и проявлений, что его называют «великим подражателем» или «великим имитатором». Можно даже заразиться сифилисом и иметь слабовыраженные симптомы или вообще не иметь их.
По временным характеристикам изменения на лице понтифика на портрете вполне могут быть гуммами. Гумма (лат. gummi — «камедь») или элемент третичного, позднего сифилиса, получил свое название из-за сходства выделений из него с гуммиарабиком. Гумма представляет из себя мягкую, но плотную «опухоль», образующуюся в третичном периоде сифилиса, ее же иногда называют поздним сифилидом. Она необратимо разрушает ткани с образованием грубых рубцов.
Портрет Папы Юлия II написан Рафаэлем в 1511–12 годах, то есть за год до смерти Папы. Портрет был необычен для своего времени и оказал большое влияние на папскую портретную живопись. После написания картину вешали на столбах церкви Санта-Мария-дель-Пополо по праздничным и высоким святым дням. Джорджо Вазари, писавший много лет спустя после смерти Юлия, сказал, что «он был настолько реалистичен и правдив, что пугал всех, кто его видел, как будто это был сам живой человек».
Картина существует во многих версиях и копиях, и в течение многих лет версия картины, которая сейчас висит в галерее Уффици во Флоренции, считалась оригинальной или основной версией. Когда в 1824 году портрет Рафаэля Юлия II вошел в Национальную галерею Лондона, он был признан более поздней версией.
В 1969 году было выполнено исследование картины Национальной галереи с помощью рентгеновских лучей, оно выявило многочисленные изменения, в том числе радикальную ревизию фона. Затем картина была очищена, были найдены подмалевки и перерисовка с эскиза, что подтвердило оригинальность именно этой версии Рафаэля. Рафаэль несколько раз менял цвет фона и положения деталей, изобразив сначала геральдические символы семейства делла Ровере, папскую тиару и скрещенные ключи. Но там не было язв, хотя «бугры» на лице прорисованы намного отчетливее, чем на втором варианте в Уфицци. Возможно, его об этом попросили.
Итак, как же умирал понтифик?

Во время бдения Пятидесятницы в мае 1512 года папа Юлий, понимая, что он серьезно болен и что его здоровье ухудшается, несмотря на заверения некоторых кардиналов о том, как хорошо он выглядел, сказал: «Они льстят мне. Я знаю лучше, моя сила уменьшается со дня на день, и я не могу жить намного дольше». 24 июня утром в Париже он был найден лихорадящим и с помутнением сознания. С этого момента до 6 января он был прикован к постели, и большую часть времени находился с высокой температурой, хотя в моменты просветлений успевал давать очередные распоряжения. С января стало ясно, что улучшения не будет. Состояние его прогрессивно ухудшалось. Он умер в ночь с 20 на 21 февраля 1513 года.
Несмотря на то, что так называемая «Гробница Юлия» Микеланджело находится в Сан-Пьетро-ин-Винколи в Риме, Юлий фактически похоронен в Ватикане. Его останки лежали рядом с его дядей, Папой Сикстом IV. Они позже были осквернены во время римских беспорядков в 1527 году.
Будем надеяться, что множественные активно работающие подразделения палеопатологии Италии когда-нибудь получат разрешения на изучение останков Папы, чтобы пролить свет на эту захватывающую историю. Как вы понимаете, надежда довольно иллюзорна.

*симония - продажа церковных должностей - грех, названный в честь Симона Магуса, который описан в Деяниях Апостолов как предложивший двум ученикам Иисуса плату в обмен на то, чтоб Иисус «продал» ему умение передавать силу Святого Духа любому, на кого он возложит свои руки. Термин распространяется и на другие формы незаконного оборота денег в «духовных вещах».

Tags: Италия, болезнь в искусстве, путешествие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments