med_in_art (med_in_art) wrote,
med_in_art
med_in_art

Categories:

Испанка 1918: война под "аккомпанемент кошмарных стонов бойцов, умирающих от удушья"

Sargent, John Singer (RA) - Gassed - Google Art Project.jpg

На картине Сарджента «Отравление газами», написанную им в 1918-1919гг., мы абсолютно четко видим военную сцену, в центре которой изображены во весь рост ослепшие солдаты с тканевыми повязками на глазах, идущие к перевязочному пункту где-то вне картины. Они держатся друг за друга, за их спинами вещевые мешки с уже ненужными противогазами и винтовки с теперь бесполезными оптическими прицелами. Они ослепли из-за газовой атаки.

Идущие строем воины как будто образуют декоративный древнегреческий фриз в виде горизонтальной полосы, ритмично пульсирующей, движущейся и похожей на религиозную процессию. У их ног лежат, может, беспомощные раненые, а может, мертвые. Наверное, и те, и другие— живые мучаются от головной боли, жадно пьют воду, но их исход ясен.

Сзади еще одна такая же колонна. Действие происходит на заходе солнца, что усиливает ощущение приближающейся смерти. Но если приглядеться, то в просветах между ног раненых можно увидеть, как молодые люди в синих и красных полосатых рубашках играют в футбол, удивляя своим равнодушием к происходящему.

Жизнь продолжается.

Картина «Отравленные газами», написанная в 1918-1919 гг., считается одной из главных работ Джона Сингера Сарджента (англ. John Singer Sargent, 1856 - 1925) — американо-британского художника, одного из наиболее ярких живописцев периода Belle Époque. Самой главной его работой о войне. Картина иллюстрирует ужасы химического оружия, ставящие под сомнение моральность его использования. Но она является олицетворением не только ужасов войны.


В 1918 году Британский комитет заказал Сардженту картину для предлагаемого «Национального зала памяти Первой мировой войны», который так и не был построен. Художнику, сыну американцев-экспатриантов, проведшему большую часть своей жизни в Англии, требовалось изобразить британо-американский союз.

До этого война не слишком интересовала 62-летнего Сарджента, и он даже не читал газет о ней, более того, во время начала войны он находился в творческой экспедиции в Австрии.

Но 29 марта 1918 года в парижской церкви от попадания немецкого артиллерийского снаряда погибла его любимая племянница. 16 мая того же года Сарджент получил письмо от премьер-министра Великобритании, в котором тот просил художника создать «работу о великом и стойком служении нации». Он принял предложение. Но, далекий от военных тем, никак не мог придумать сюжет.

Надо сказать, Сарджент был тогда уже не так популярен, как двадцать-тридцать-сорок лет до этого. Родившийся во Флоренции в 1856 году в семье американского окулиста и художницы и воспитанный преимущественно во Франции, ставший знаменитым Сарджент на протяжении почти пятидесяти лет наслаждался почтением и признанием, главным образом как портретист. Внезапно, его живопись померкла перед лицом модерна и других авангардных течений. Он вдруг стал неактуален.

Все лето 1918 года он работал над новым проектом, сулившим ему очередную волну признания, но никак не мог решить сюжетную задачу. Все это время он находился в военном лагере близ Руазеля (Перон), в непосредственной близости наблюдая за военными действиями.

В конце сентября 1918 года Сарджент, находясь в военном лагере, как и многие бойцы, заболел гриппом. Его состояние потребовало наблюдения в условиях лазарета. Эта госпитализация оставила неизгладимый след в его мироощущении. Он писал, что лежит там «под аккомпанемент кошмарных стонов солдат, кашляющих от удушья». Именно тогда сюжет военной картины сложился.


Сарджент оставался в больнице в течение недели и поправился, в отличие от многих более молодых солдат. В начале своего путешествия по Франции в июне 1918 года он писал, что лучшим сюжетом для его картины будет «большая дорога, заполненная войсками и движением… объединяющая англичан и американцев».

К середине октября он писал: «Я потратил много времени на траншеи. Там нечего рисовать - это ужасно, скудно и тесно… Я видел все, но это не то…». К концу октября Сарджент вернулся в Великобританию.

Находясь в больнице, он создал акварель «больничная палатка». На этой акварели изображена больничная палатка изнутри. Красные покрывала указывали на «активные» случаи болезни, тогда как коричневые - на случаи выздоровления или не гриппа. Получилась сцена мнимого спокойствия и передышки от ужасов войны, где властвует другой враг, невидимый.

Помимо ужасов войны, художник воочию увидел и задокументировал механизмы передачи инфекционных заболеваний, которые обеспечивает война: скученность, миграция, плохая вентиляция и антисанитария. Так одна из первых опустошающих пандемий распространилась по всему миру.

Тент больничной палатки Сарджента нависает над больными, линия коек проходит слева направо. Различие в ярко-красном цвете одеял на переднем плане и более темных коричневых отражает инфекционную сортировку: красный оттенок одеяла отмечал тех пациентов, которые были заразными, в то время как коричневый говорил о случаях выздоровления или не гриппа. Через открытые окна можно увидеть серию диагональных линий – веревок, удерживающих палатку. Те же самые линии появляются справа в «Отравленных газами» - они указывают на то, что раненые идут к медицинской палатке вне кадра. В самом деле, если поместить эти картинки рядом друг с другом, они создадут некий континуум друг с другом.

«Отравленные газами» эффективно объединяет два события: войну и пандемию. Художник пережил и болезнь, и боевой конфликт, за которым наблюдал несколько месяцев. Картина Сарджента показывает, как в условиях слабости, дезориентации и страданий, сохраняется возможность некоторого ограниченного движения вперед – слепое неуверенное ощупывание все же приведет больных к помощи.

Пандемия испанки поразила около 500 миллионов человек, одну треть населения мира, при этом погибло от 20 до 100 миллионов человек по всему миру. Многие из более ранних вспышек гриппа происходили на военных базах и на фронте, и что в то время войска и их передвижения считались основными факторами распространения этой болезни. Вопрос о том, повлияла ли великая пандемия на исход войны, что капитуляция наступила в ноябре 1918 года, остается предметом споров. Теория о том, что один «конфликт» оказал значительное влияние на исход другого, подтверждается данными, опубликованными в архивах Австрии (Price-Smith 2008), которые указывают на то, что волны заболеваемости и смертности от гриппа наблюдались в большей степени среди центральных держав (Германия, Австро-Венгрия, Османская империя и Болгарии), чем среди противоборствующего лагеря. Однако пандемия быстро захватила и прочие страны, и к 1920 году нанесла колоссальный урон Европе, Северной и Южной Америке, Африке, Азии.

Даже эти повязки на глазах у солдат можно рассматривать как «смещение вверх» - изменение положения марлевых лицевых масок, которые, закрывая нос и рот, стали визуальным признаком пандемии 1918 года, во многом как они стали для нас признаком пандемии коронавируса сегодня.

Study for 'gassed' studies of a medical orderly and wounded men Art.IWMART161626.jpg

Study for 'gassed' studies of standing soldiers with rifles Art.IWMART161623.jpg

Three studies of soldiers with bandaged heads.jpg

Study for Gassed Soldiers by John Singer Sargent 1918.jpg



Список литературы:

1. Chorba T, Breedlove B. Concurrent Conflicts—the Great War and the 1918 Influenza Pandemic. Emerg Infect Dis. 2018;24(10):1968‐1969. doi:10.3201/eid2410.AC2410
2. Barry JM. The great influenza: the epic story of the deadliest plague in history. New York: Penguin; 2004.
3. Bristow NK. American pandemic: the lost worlds of the 1918 epidemic. New York: Oxford University Press; 2012.
4. Fairbrother T. John Singer Sargent. New York: Harry N. Abrams; 1994.
5. Fisher JE. Envisioning disease, gender, and war: women’s narratives of the 1918 influenza pandemic. New York: Palgrave Macmillan; 2012.
6. Taubenberger JK, Morens DM. 1918 Influenza: the mother of all pandemics. Emerg Infect Dis. 2006;12:15–22. 10.3201/eid1209.05-0979
7. “Montreal,” American Art News, December 14, 1918, 5.
8. Royal Cortissoz, “Ellis Island Art” in Royal Cortissoz, American Artists (New York and London: Charles Scribner’s Sons, 1923), 17-22.
9. John Singer Sargent to Isabella Stewart Gardner, n.d., quoted in Karen Corsano and Daniel Williman, John Singer Sargent and His Muse: Painting Love and Loss (Lanham, MD: Rowman & Littlefield, 2017), 201.
10. https://www.artforum.com/slant/michael-lobel-on-art-and-the-1918-flu-pandemic-82772

Tags: история медицины, пандемия, художник
Subscribe

  • ПОЧЕМУ ПРИНЦЕССА ЭБОЛИ НОСИЛА ГЛАЗНУЮ ПОВЯЗКУ?

    Анна де Мендоса, известная также как принцесса Эболи и герцогиня Пастранская, испанская аристократка XVI века, прославилась несмотря на глазную…

  • Болезнь Силена

    Гуляя по первой выставке за 5 месяцев музейного карантина (выставка «От Дюрера до Матисса. Избранные рисунки из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина») я…

  • Дик Кет, художник с барабанными палочками

    Случайно увидела необыкновенные автопортреты Дика Кета, неизвестного мне до этого художника, умершего в возрасте 37 лет. Запредельно интимные…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment