med_in_art (med_in_art) wrote,
med_in_art
med_in_art

Categories:

Чем болела самая красивая женщина Возрождения

Симонетта Веспуччи, урождённая Каттанео, самая красивая женщина эпохи Возрождения, прожила короткую, но яркую жизнь. Она родилась в 1453 году около или в самой Генуе. И даже место ее рождения стало символичным: считается, что именно там родилась Венера.


В апреле 1469 года 16-летняя Симонетта венчалась с Марко Веспуччи, дальним родственником итальянского исследователя Америго Веспуччи, и пара переехала во Флоренцию. Там красота Симонетты быстро привлекла внимание знатных людей самого высокого ранга, среди которых были братья Медичи, Лоренцо и Джулиано. Пока Лоренцо «Великолепный» управлял государством, Джулиано открыто «ухаживал» за Симонеттой.
В 1475 году состоялся рыцарский турнир, на котором оруженосец Джулиано нес штандарт кисти Сандро Боттичелли.
На знамени была изображена Симонетта Веспуччи, которая предстала в образе Минервы, римской богини мудрости и стратегической войны, побеждающей своей добродетелью беспорядок Любви, аллегорично представленный в виде связанного Купидона со сломанными стрелами. Девизом Джулиана было La sans par, что означает «Непревзойденный». Джулиано выиграл этот турнир, а Симонетта была номинирована на титул Королевы красоты.
Веспуччи умерла через год предположительно от туберкулеза, в 1476 году, в возрасте почти 23 лет. Доподлинно не известно, были ли когда-нибудь Джулиано и Симонетта любовниками (гораздо больше людей думают, что она была любовницей и музой самого Боттичелли).


В последние дни болезни Симонетты Лоренцо Медичи был в Пизе, но он послал к ней своего врача (доктора Стефано). Согласно симптомам, описанным Пьеро Веспуччи в письмах Лоренцо Медичи, у нее была лихорадка, рвота, одышка и боли в грудной клетке, она совершенно не могла спать и есть. Доктор Стефано сказал, что болезнь пациента не похожа на туберкулез, но личный врач семейства Веспуччи, доктор Мойсе, с этим не согласился. Они даже успели поспорить о том, какое лекарство ей лучше поможет, и дали каждый свое, но, по-видимому, уже ничего нельзя было сделать для ее спасения, и на следующий день она умерла.
Помощник Лоренцо отправил письмо своему господину, в котором объявил о ее смерти такими словами: «Благословенная душа Симонетты отлетела в Рай. Но ее смерть стала триумфом красоты: если бы вы видели ее мертвой! Она была не менее красива и хороша, чем при жизни». Согласно отчету о похоронах ее тело было доставлено к месту захоронения в открытом гробу «в окружении толпы людей, любующихся ее красотой». Ее утрату оплакивала вся Флоренция. Но даже после смерти Симонетта продолжала вдохновлять Боттичелли, который так любил и идеализировал ее красоту, что когда сам умер в 1510 году, был похоронен у ее ног, как завещал.
«Аллегорический портрет женщины» Боттичелли.



Молодая женщина на этом портрете, приписываемом кисти Боттичелли, с волосами, заплетенными в косы, и камеей на шее стала одним из самых дорогих приобретений в коллекции Лоренцо Медичи. Картина, как и многие другие портреты Симонетты, изображает девушку в профиль.

Штрихи набросков, расположенных на холсте, очень хорошо читаются в инфракрасном свете. Портрет, видимый в инфракрасном изображении, можно сравнить с лицом Веспуччи на великой картине «Рождение Венеры» с той лишь разницей, что Симонетта там смотрит вниз. Впоследствии Ботичелли в два этапа развернул и повернул ее голову вверх, превратив портрет в профиль.
Симонетта задумчиво смотрит на небо. Судя по инфракрасной рефлектографии и видимым слоям краски портрет был несколько трансформирован уже после смерти Симонетты: добавлено черное перо, облака вокруг ее головы и перед ее губами, а также уходящие корабли на заднем плане. Но одна из величайших загадок этой картины - потенциальное значение молочного «луча».
Эндокринологи из Рима и Неаполя Паоло Поццилли и Анна Мария Колао предположили, что, возможно, Симонетта страдала аденомой гипофиза с галактореей, а умерла от апоплексии гипофиза (гипофизарного инсульта).
Они попросили специалиста по реконструкции лиц Луку Воллеро помочь им в подтверждении своей гипотезы. Для начала надо было убедиться, что на всех портретах Сандро Боттичелли, которые только предполагаемо могли быть портретами Симонетты, изображена именно она. А затем сравнить их для выявления черт лица, на которые может влиять прогрессирование аденомы гипофиза, секретирующей гормон роста и пролактин, и выполнить количественную оценку трансформации, взяв за пример современную молодую пациентку с аденомой гипофиза.


Чтобы убедиться, что на пяти рассматриваемых картинах изображен один и тот же человек, авторы использовали современный алгоритм распознавания лиц, используемый в криминологии. Этот алгоритм содержит базу данных, состоящую из почти 6000 субъектов, снятых в разных ракурсах, позах и в разные годы.
Оказалось, что все портреты действительно изображают одного человека (они принадлежат к одному и тому же субъекту с достоверностью 95% - 99,5%). Чтобы еще больше укрепить эту гипотезу и изучить черты лица людей, страдающих акромегалией, авторы сопоставили пропорции. Анализируемые области включали размеры лица, расстояния между глазами, глазом и носом, носом и ртом и размеры нижней челюсти. Поза головы была скорректирована с использованием геометрического перспективного преобразования. В этой же программе была проанализирована молодая пациентка с диагностированной акромегалией. Прогрессирование оценивалось по четырем изображениям, от ранней стадии заболевания (пациентке 18 лет) до полного проявления заболевания (30 лет).
Изменения лица Симонетты Веспуччи были оценены путем анализа пяти изображений Сандро Боттичелли. Картины были выстроены в хронологическом порядке: крайнее левое изображение представляет юную Симонетту (невыраженная стадия болезни), портреты со второго по четвертый представляют взрослую Симонетту, тогда как крайнее правое изображение показывает Симонетту перед смертью.
Анализ черт лица Симонетты Веспуччи показал результаты, аналогичные результатам, полученным в контрольном случае с современной пациенткой, больной акромегалией.
Каковы доказательства того, что Симонетта Веспуччи могла страдать от секретирующей опухоли гипофиза?
Свое предположение итальянские эндокринологи начали развивать, увидев луч молока на протрете Симонетты. Как известно, галакторея вне лактации случается из-за приема некоторых лекарств и при наличии пролактиномы, которая является наиболее распространенным типом функционально активной опухоли гипофиза. Без лечения это состояние постепенно приводит к бесплодию (у Симонетты за 8 лет брака не было детей). Примечательно, что после ее смерти Марко Веспуччи второй раз женился и имел девять детей. С учетом того, что Симонетта не была беременной или кормящей, вероятно у нее все же была аденома гипофиза, секретирующая пролактин. Смешанные опухоли гипофиза, секретирующие и пролактин, и гормон роста, довольно распространены: до 40% пациентов с акромегалией имеют гиперпролактинемию. При этом галакторея может быть выявлена прежде, чем акромегалия станет клинически очевидной.
Гипотеза в том, что Симонетта страдала аденомой гипофиза подтверждается и косоглазием, заметным на некоторых портретах (аденома «сдавливает» область перекреста зрительных нервов).
Наконец, симптомы, о которых врачи сообщили перед смертью (тошнота, рвота и отсутствие аппетита) могли быть следствием апоплексии гипофиза. Апоплексия гипофиза обычно возникает при аденоме и наиболее часто начинается внезапной головной болью, сопровождающейся тошнотой и рвотой, часто с быстро нарастающим дефектом полей зрения или двоением в глазах. После апоплексии давление внутри турецкого седла резко повышается, и такие структуры, как зрительный нерв и содержимое кавернозного синуса, сдавливаются, за этим могут последовать геморрагические осложнения и некроз прилежащих тканей, что может привести к внезапной смерти.
Интересно, что при аденоме, секретирующей гормон роста, также описано поражение суставов. Действительно, в Аллегорическом портрете Симонетты изгибы пальцев кажутся слегка деформированными.
Следует отметить, что эволюция пролактиномы в опухоль, секретирующую гормон роста и пролактин, это не просто гипотеза. Авторы этого наблюдения ранее описали пациента с пролактиномой, устойчивой к дофаминергическим препаратам. У этого пациента развилась быстрая и злокачественная макроаденома гипофиза. Гистологическое исследование хирургических образцов выявили высокую экспрессию Ki67 и p53 и низкую экспрессию рецептора D2. Этот случай продемонстрировал, что возможен переход от чистой пролактиномы к агрессивной опухоли за довольно быстрый период при относительном благополучии.
Таким образом, представлено достаточно доказательств того, что Симонетта Веспуччи, Венера Боттичелли, могла страдать аденомой гипофиза. Послужило ли это причиной ее смерти- увы, не известно. Но ясно одно, что даже при гормонпродуцирующих опухолях гипофиза люди могут оставаться удивительно красивыми. А современная интерпретация "милого" косоглазия Венеры должна учитывать результаты проведенного исследования.
Литература:
Pozzilli P, Vollero L, Colao AM. VENUS BY BOTTICELLI AND HER PITUITARY ADENOMA. Endocr Pract. 2019 Oct;25(10):1067-1073. doi: 10.4158/EP-2019-0024. Epub 2019 Jun 6. PMID: 31170360.
Tags: Италия, история болезни, история медицины, путешествие
Subscribe

  • Эхо войны

    Сегодня в РФ празднуют 23 февраля, день защитника отечества. А я, человек, интересующийся искусством во всех его проявлениях, хочу показать апофеоз…

  • Пациент Святого Луки

    В скромной боковой галерее римского палаццо Барберини висит необычная картина, которая интересна не только с художественной, но и с медицинской точки…

  • Младенец Иисус и симптом Бабинского

    Джентиле да Фабриано В 1896 году французский врач-невролог польского происхождения Жозеф Франсуа Бабинский впервые описал рефлекс (получивший его…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments