med_in_art (med_in_art) wrote,
med_in_art
med_in_art

Categories:

Калеки Лаури

 photo image.jpg
"Аncoats Hospital', 1952.
В 1887 году, в Стрэтфорде, родился странный мальчик, Лоуренс Стивен Лаури, в последствии ставший любовью и гордостью всей Англии. Британский художник-примитивист, мастер городского пейзажа и жанровых сцен получил признание на родине и в Европе, стал академиком Королевской академии художеств (1962) и почётным доктором наук университетов Манчестера, Солфорда и Ливерпуля. Кроме принятых званий, он стал рекордсменом по наибольшему количеству отвергнутых, в том числе рыцарства в 1968 году. В его биографии значится, что мать даже не взглянула на ребенка, настолько сложными и изматывающими были роды. Отец был настолько замкнутым человеком, что сам художник его однажды описал как «холодную рыбу». Да и сам Лоуренс был странным и нелюдимым – из-за скудности фактов его имя было окружено домыслами и сплетнями. Он никогда не был женат и перед смертью признался, что «никогда не был в близких отношениях с женщиной». Ходил слух, что в доме, где он прожил последние 30 лет своей жизни, у двери всегда стоял наготове чемодан, чтобы он мог выпроводить гостя под предлогом, что собирался уезжать перед его приходом. Современные психиатры предполагают, что Лаури страдал синдромом Аспергера. Однако, несмотря на свою социофобию, он всегда интересовался жизнью людей хотя и избегал чрезмерной сентиментальности.

В 1935 на своей картине «The Fever Van» он изобразил толпу, которая устремлена к смысловому центру - машине скорой помощи, прибывшей, вероятно, чтобы забрать пациента из небольшого дома с террасой.

 photo the-fever-van-1935.jpgLarge.jpg
"The Fever Van" 1935

В 2007 в Британском медицинском журнале: Journal of the Royal Society of Medicine J. Aronson и М.Ramachandran опубликовали статью с описанием возможных диагнозов людей на другой картине Лоуренса Стивена Лаури «Калеки». Авторы делали свое заключение о причинах инвалидности, основываясь на изучении множества эскизов и истории мест создания тех или иных рисунков, сделанных в разное время. Лаури всегда делал скетчи карандашом или углем на клочках бумаги, салфетках и билетах. Все его картины были тщательно продуманы, расположение персонажей несколько раз менялось перед окончательным вариантом. Лаури использовал ограниченную палитру цветов близкую к черно-белой гамме с вкраплениями красного, охры и бледно-голубого и работал с краской кистью, пальцами, палками и ногтем. «Я простой человек и использую простые материалы: слоновая кость, киноварь, берлинская лазурь, желтая охра, белила». Он создал свой стиль живописи, его городские пейзажи с людьми часто называют "Matchstick Men" (люди-спички).
Картина Калеки «The Cripples» (1949) – практически монохромная бытовая сцена о послевоенных людях трудоспособного возраста с инвалидностью.

 photo si-431364.jpg_ihcm-74.77_iwcm-100.00_fls-880605L.tif_fts-880605T.tif_mc-_fwcm-2.50_maxdim-1000_en_easyart___iar-1.jpg
«The Cripples», 1949

В правом нижнем углу мы видим человека на самодельной инвалидной тележке, у него ампутированы обе ноги- одна выше колена (справа) и, вероятно, вторая чуть ниже (слева). Есть предположение, что этот ветеран войны был хорошо известен в Манчестере, где он продавал мелочевку на углу Deansgate и St Mary’s Gate. Непосредственно над ним находится мужчина в сером пальто с красным шарфом. Он явно изображен в движении. Его поза наводит на мысль, что у него хорея Хантингтона (Гентингтона)- походка таких больных становится шаткой, напоминающей танцевальные движения. Справа от него - очень высокий мужчина с ретрогнатией -зубочелюстной аномалией, при которой нижняя, как в данном случае, или верхняя челюсть сдвигается назад, но сохраняет свои обычные размеры и параметры- возможно, из-за синдрома Марфана. На среднем плане мы видим человека с костылями, у которого, вероятно, было нарушение мозгового кровообращения (инсульт)–он стоит в своеобразной позе, получившей название позы Вернике-Манна по именам авторов, впервые ее описавших: плечо приведено к туловищу, предплечье согнуто, кисть пронирована и немного согнута, бедро и голень разогнуты, стопа – в положении подошвенного сгибания. Из-за удлинения ноги больной вынужден при ходьбе заносить ее через сторону, описывая полукруг. Чаще всего такой инсульт сопровождается параличем лицевой мускулатуры на противоположенной стороне, и мы видим,что у этого человека отсутствует мимика слева, тогда как правую сторону исказила гримаса. Сразу за ним женщина с асимметрией лица и короткой шеей. Она выглядит так, как будто у нее в пиджаке забыли вешалку, и этот симптомокомплекс позволяет предположить синдром Клиппеля-Фейла. Внизу слева находится другой инвалид войны - мужчина с костылями с ампутированной выше колена ногой. Над ним еще одна жерва войны-человек с крючком вместо руки, с которым разговаривает горбун: можно предположить множество возможных причин горба: туберкулез, болезнь Форестье (диффузный идиопатический скелетный гиперостоз), болезнь Шейермана-Мау (ювенильный кифоз) или анкилозирующий спондилоартрит. Учитывая варусную (наружную) деформацию стоп у этого мужчины можно сказать, что прогрессирующая деформация позвоночного столба произошла в период активного роста организма, что свидетельствует в пользу болезни Шейермана-Мау. За ним ближе к центру слепой с маленькой собачкой-поводырем, рядом - сын с отцом с рахитичной О-образной деформацией нижних конечностей. Все эти люди и их проблемы - точный портрет социума послевоенного времени.
Конечно, смысл живописи Лаури заключается не в точном изображении физического недуга персонажей. Интересным кажется еще и то, что «калеки» перемежаются с детьми, с любопытством и неподдельным интересом разглядывающих их. Все течет, все меняется. Лаури писал о картине: «Я ощущаю к этим людям сильное эмоциональное притяжение, большее, чем к любой индустриальной сцене. Это настоящие люди. Я неравнодушен к грусти и мне кажется я почти физически чувствую их боль».
1. Ramachandran M, Aronson JK. The diagnosis of art: Lowry’s cripples. J R Soc Med. 2007 Mar;100(3):153-4
2. Rohde S. A Private View of L S Lowry. Part One London: Collins, 1979:55.
3. Sarginson J, Guppy L. The fever van, by L S Lowry. J R Soc Med 2003; 96:197–8.
4. O’Connell H, Fitzgerald M. Laurence Stephen Lowry and Asperger’ssyndrome. Ir J Med Sci 2003; 172:147–8.
5. Fitzgerald M. The Genesis of Artistic Creativity: Asperger’s Syndrome and the Arts. London: Jessica Kingsley, 2005:221–30

здесь
Tags: диагноз по картине
Subscribe

  • Эхо войны

    Сегодня в РФ празднуют 23 февраля, день защитника отечества. А я, человек, интересующийся искусством во всех его проявлениях, хочу показать апофеоз…

  • Пациент Святого Луки

    В скромной боковой галерее римского палаццо Барберини висит необычная картина, которая интересна не только с художественной, но и с медицинской точки…

  • Чем болела самая красивая женщина Возрождения

    Симонетта Веспуччи, урождённая Каттанео, самая красивая женщина эпохи Возрождения, прожила короткую, но яркую жизнь. Она родилась в 1453 году около…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments