med_in_art (med_in_art) wrote,
med_in_art
med_in_art

Categories:

Анатомические Венеры: соблазнение ради обучения. История. Часть 1.

В конце XVIII века скульптор Клемент Сусини (Clemente Susini) создал серию восковых фигур под названием «Анатомические Венеры». С этого момента они не перестают привлекать к себе внимания не только врачей, но и обывателей.
Если только подумать, это были страшные времена, смерть была повсюду: от необъяснимых внезапных эпидемий до фатальных осложнений во время родов. И все же, поскольку изучение и понимание строения человеческого тела сильно отличалось от современного, большинство врачей также оставляли лечение практически всех болезней на откуп Богу, веруя в теорию божьего промысла.
«Чтобы понять человеческое тело, нужно понять разум Бога».
 photo JE4-1024x733.jpg
Бог не мог не стать непосредственным участником не только медицинского процесса, но и обучения, и прогрессивные лидеры католической церкви это быстро поняли. Главным достижением союза религии и медицины стали «Анатомические Венеры», невероятно реалистичные восковые модели, с настоящими волосами и ресницами, чьи безмятежные лица не выдают того факта, что они мертвы и их вскрывают. У них есть и иная роль. «Чтобы обучать мужчин медицине, их надо соблазнить красотой, - писал один анатомический иллюстратор в то время, - но как кто-то может сделать образ смерти приемлемым?»
Анатомические Венеры ответили на этот вопрос.
Эти модели, иногда называемые «Распотрошённые красавицы» или «Рассеченные грации», предлагали оригинальное решение для грязного отображения расчлененных человеческих тел, которым суждено вонять и разлагаться. Как ни странно, для Церкви такое содействие изучению анатомии, включая удивительно откровенный вопрос о половом размножении, пришлось по вкусу: это стало способом напомнить верующим, что наша сложно организованная земная оболочка отражает бесконечную мудрость Бога.
Этот момент часто забывают, отчасти потому, что он противоречит современным представлениям о фундаментальных различиях между наукой и религией, красотой и смертью. В увлекательной книге Джоанны Эбенштейн, основательницы анатомического музея в Бруклине, под названием «Анатомические Венеры: воск, Бог, смерть и экстаз» описывается культурная среда, в которой родились эти уникальные анатомические модели, и причины, по которым они кажутся столь странными для современных зрителей.

 photo 29edit.jpg
Вверху: восковая анатомическая Венера в масштабе 1:2, вероятно, эскиз для полномасштабной Венеры Клемента Сусини, /Science Museum, London
Внизу: культовая Венера Медичи из мастерской Клементе Сусини в La Specola, во Флоренции, Италия (1780-82). Предоставлено Музеем естественной истории Флоренции. Фото © Джоанна Эбенштейн.

Искусство моделирования из воска имеет древнейшую историю, но получило известность лишь в 14 веке в Италии с началом эпохи Возрождения. С появлением неоклассицизма это искусство, которое вызывает больше оторопь, чем наслаждение красотой, продолжило свое существование в научной среде, помогая в изучении нормальной и патологической анатомии, акушерства, зоологии и ботаники. Действительный прорыв в этом направлении был сделан совместными усилиями сицилийского «воскового» модельера Гаэтано Джулио Зумбо (Gaetano Giulio Zumbo) и французского хирурга Гийома Деснуэ (Guillaume Desnoues) в конце 17-го века. Интерес к анатомическим восковым моделям быстро распространился по всей Европе в течение 18-го века, сначала в Болонье с Эрколе Лелли (Ercole Lelli), Джованни Манзолини (Giovanni Manzolini) и Анной Моранди (Anna Morandi), а затем во Флоренции с Феличе Фонтана (Felice Fontana) и Клементе Сусини (Clemente Susini). В Англию искусство анатомической восковой пластики было привезено также из Флоренции скульптором Джозефом Тауном (Joseph Towne). На протяжении веков многие художники-анатомы предпочитали именно этот материал благодаря удивительной пластичности, намного превосходящей любой другой материал. Независимо от используемого материала, будь то дерево, воск или глина, анатомические модели всегда считались примитивными ремесленными работами (как, собственно, и скульптуры Микеланджело), и сохранились до наших дней только благодаря востребованности в научном сообществе. Итальянские и английские восковые фигуры сильно отличаются стилистически, но сами скульптуры как Сусини, так и Тауна настолько бесподобны, да и тот факт, что ими были вдохновлены и некоторые современные художники, делает границу, которая раньше разделяла искусство и ремесло, неразличимой.
 photo fig-1-pp14-15-susini_cutout-1024x293.jpg
Самая культовая восковая Венера (Венера Медичи) "La Specola" во Флоренции, Италия. Предоставлено Музеем естественной истории Флоренции. Фото © Джоанна Эбенштейн.
Краткая история
Воск настолько пластичен, что с древних времен его широко использовали египтяне, греки и римляне для различных целей. Его можно получить различным способом: от пчел (пчелиный воск, ланолин), из овощей (Candelilla, Carnauba) и минералов (монтан, озокерит и нефть) (Chilvers, 2009; Ballestriero, 2000/01). С 4-го века до нашей эры он начал использоваться для энкаустики (от др.-греч. ἐγκαυστική — искусство выжигания) — техники живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполнялась красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая темпера, которая заменила энкаустику в 8-9 веках, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы (Piva, 1991; Chilvers, 2003).

Первое известное использование воска для моделирования – процесс создания копий гипсовых, бронзовых и ювелирных изделий (cire perdue). Эта техника включает в себя покрытие скульптуры тонким слоем воска, после чего воск покрывают другим термостойким слоем, нагревают, воск плавится и стекает, а расплавленный металл заливается в полость, где был слой воска (Chilvers, 2009), создавая «форму» для воспроизведения. Процесс проиллюстрирован на сценах «Кубка Берлинского литейного завода», греческого кубка начала 5-го века до нашей эры (Mattusch, 1980).
С дохристианских времен до наших дней воск использовался также для жертвоприношений. Жервтоприношение божеству или святому, просьба о благодати (умилостивление ex voto) или благодарность за полученную благодать (благодарение ex voto) являются очень древним обычаем. Жертвы для умилостивления или благодарения могли быть любые, но часто ими служили некие муляжи той части человеческого тела, которая была больна. Во Флоренции с 13-го по 17-й век такие пожертвования были настолько распространены, что создали настоящую индустрию. Флорентийские дворяне заказывали себе муляжи в натуральную величину в цветном воске, одевали эти муляжи в свою одежду, а затем дарили церкви в качестве «акта преданности». Эти «боти» (‘bóti’), как как их называли местные, присутствовали почти во всех церквях во Флоренции, но в церкви Сантиссима Аннунциата (Santissima Annunziata) они стали главной особенностью, превратив святилище в огромный музей восковых фигур всех типов, включая части тела. Эта практика закончилась одномоментно в 1786 году, когда реформы, проведенные Леопольдом II, Императором Священной Римской империи с 1790 по 1792 годы, приказали духовенству освободить церкви от всех жертвоприношений; и оставшиеся восковые муляжи пошли на изготовление свечей (Lanza et al. 1979).
Наиболее важной характеристикой воска для использования его в художественных целях является его чрезмерная пластичность, способная моделировать мимику лучше любого другого материала. Он прост в работе, хорошо окрашивается и легко украшается органическими материалами, такими как волосы, зубы и ногти. С появлением неоклассицизма именно эти качества сделали гиперреалистичных восковых моделей отталкивающими. Такое отторжение в художественном мире особенно чувствительных людей привело к тому, что искусство создания восковых фигур практически исчезло в 19-м веке, немного трансформировалось чуть позже в создание реалистичных восковых фигур в музее мадам Тюссо в Лондоне и перебралось в некий культ по выполнению посмертных слепков с лиц значимых людей. Напротив, в медицине использование методов моделирования в дидактических и научных целях значительно расширилось.
Известно, что научный интерес к анатомии проснулся в 16 веке, именно он побудил художников и врачей эпохи Возрождения изучать трупы. Многие художники создавали восковые модели своих скульптур в уменьшенном масштабе, например, Донателло, Микеланджело Буонарроти и Бенвенуто Челлини.
 photo dae-88012730.jpg  photo default.jpg
Людовико Карди‘Cigoli’, восковая и бронзовая модели человека

Людовико Карди (Ludovico Cardi), известный как «Сиголи» (‘Cigoli’), создал небольшую статую «экорше» - первый известный анатомический восковой макет.
Эта модель, представленная в Национальном музее Барджелло во Флоренции, представляет особый интерес из-за тщательного отображения мускулатуры - ведь из-за значительно уменьшенных размеров самой фигуры она явно не была воссоздана из мускулатуры трупа ( Ballestriero, 2007).
 photo 78362008_large_3165375__MG_8206.jpg

С самого начала изучение анатомии имело целый ряд проблем и ограничений, начинающихся от трудности получения трупов и понятного отвращения от необходимости вскрытия и осмотра разлагающихся тел, кончая тем, что работать в анатомичке по причине запаха возможно было только в зимние месяцы. В 17 веке был предпринят поиск средств для сохранения трупа в исследовательских и учебных целях. Первые попытки были предприняты итальянским врачом Марчелло Мальпиги (1628–1694) и голландским натуралистом Яном Сваммердамом (1632–1680), которые использовали бесцветные или цветные консервирующие жидкости, состоящие из спирта, ртути, различных металлов (включая свинец, олово, висмут) и воск. Результаты этих испытаний были неплохими, хотя все равно хранить длительное время препараты не представлялось возможным. Определенно требовался альтернативный метод. К концу 17-го века сотрудничество между Гаэтано Джулио Зумбо, сицилийским художником по воску, и французским хирургом Гийомом Десноу привело к созданию первых реалистических анатомических моделей, сделанных из цветного воска, представляющих реальную альтернативу рассеченным трупам.
 photo a66eb786-8089-11e2-aed5-00144feabdc0.img_.jpg
Гаэтано Зумбо, Чума

Гаэтано Джулио Зумбо (Gaetano Giulio Zumbo) или Зуммо ( Zummo) родился в Сиракузах в 1656 году. Имеющиеся скудные свидетельства о его жизни в основном относятся к последним 10 годам после официального признания его искусства во Флоренции, когда Козимо III де Медичи взял его на службу в 1691 году (Giansiracusa, 1991). Зумбо был аббатом и выполнял модели преимущественно религиозного характера. Впоследствии он увлекся смертью и создал очень реалистичные композиции: «Театр смерти», «Чума» (вероятно, вдохновленные картинами неаполитанской чумы 1656 года), «Триумф времени», «Тщеславие человеческой славы» и «Сифилис» или «Французская чума». В работах, созданных Зумбо, явно сквозит интерес к смерти и болезням. Эти картины, выставленные в музее La Specola, Флоренция, изображают процесс умирания и тления в мельчайших деталях.
В 1695 году, после недолгого пребывания в Болонье, Зумбо переехал в Геную, где встретился с французским врачом Гийомом Деснуэ (Guillaume Desnoues) (заведующий отделением хирургии в Генуэзском госпитале и профессор анатомии и хирургии). Деснуэ предоставил части тел, из которых Зумбо создал анатомические цветные восковые модели, которые впоследствии были выставлены и проданы. В 1700 году Зумбо переехал в Париж, где при поддержке двора Людовика XIV сотрудничал с другими анатомами вплоть до своей смерти в 1701 году. Эти модели были не только реалистичными, но и анатомически точными. Именно благодаря Зумбо создание восковых анатомических моделей развилось и распространилось из Италии и Франции и распространилось по всей Западной Европе.
 photo 000img5173.jpg

Гаэтано Зумбо, Сифилиды, вверху и далее ниже
 photo Gaetano-Zumbo-La-Sifilide-Syphilis-Museum-of-Natural-History-La-Specola-Florence.png



 photo ab5c654a-8089-11e2-aed5-00144feabdc0.img_.jpg
Гаэтано Зумбо, Кладбище
 photo joa0216-0223-f1.jpg
Г. Зумбо. Голова, 18-й век, Музей "La Specola", Флоренция, Италия
 photo Gateano_zumbo_testa_01.jpg
Ercole Lelli
К концу 16-го века в Болонье в недавно построенном Palazzo dell’Archiginnasio был создан анатомический театр, а в 1636 г театр переехал на то место, где он находится по сей день. Изучение анатомии с 1730-х годов проводилось по восковым фигурам, созданным Эрколе Лелли (Ercole Lelli), итальянским художником, жившим в 1702 – 1766 (Riva et al. 2010, этот выпуск). Лелли инициировал создание первого собрания анатомических моделей.
 photo lelli-collection.gif
Э. Лелли, восковые фигуры. Palazzo Poggi in Bologna, Italy. Вверху и внизу
 photo 33100014653_bda5b1dfba_b.jpg

 photo IMG_4665.2.jpg

Джованни Манзолини(Giovanni Manzolini) и его жена Анна Моранди также занимались восковым моделированием. После смерти мужа Анна Моранди продолжила моделировать анатомические скульптуры и даже превзошла мужа в этом, став самобытным скульптором. Она стала настолько известной, что ее звали в другие итальянские и зарубежные университеты; Лондонское королевское общество и российская императрица Екатерина II просили ее об услугах, она отказывалась, однако они приглашали ее снова и снова. Анна Моранди никогда не соглашалась покинуть Болонью. Ее восковой автопортрет выставлен в Музее науки и искусства Палаццо Поджи вместе с анатомическими восками.
 photo Anna-Morandi-Manzolini-in-wax-created-by-the-scientist-artist-herself.jpg  photo anna-morandi-05-665x734.jpg

Джованни Манзолини(Giovanni Manzolini) и Анна Моранди (Anna Morandi), Болонья, Palazzo Poggi
Продолжение следует


Tags: laspecola, анатомия, музей, тематическая подборка картин
Subscribe

  • Эхо войны

    Сегодня в РФ празднуют 23 февраля, день защитника отечества. А я, человек, интересующийся искусством во всех его проявлениях, хочу показать апофеоз…

  • Опломохлион или железный человек Возрождения

    Знакомьтесь, это милое железное существо Опломохлион (Oplomochlion) или «ортопедический человек», как его назвал Паццини в 1940 году. Впервые он…

  • Театр наоборот

    Есть в нижегородском художественном музее (доме Сироткина) одно полотно, которое не может оставить равнодушным. Лично меня оно сначала напугало,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment