med_in_art (med_in_art) wrote,
med_in_art
med_in_art

Categories:

Неприятное приятное искусство: сифилис в живописи

 photo 000360-C.jpg
Р. Касас "Сифилис"

На этом плакате каталонского живописца Рамона Касаса (кат. Ramon Casas i Carbó,1866– 1932), выполненном по заказу доктора Абреу, рекламируется санаторий для сифилитиков в Калье Майор в Барселоне. Плакат гарантирует «полное и радикальное излечение». Касас выполнил заказ с удивительным мастерством, использовав тонкие и выразительные элементы: например, буква S в слове Sifilis выполнена в форме змеи, она намекает на опасность и внезапность болезни. S дублируется настоящей змеей в правой руке женщины, которую та держит за спиной. Женщина, изображенная на самой картине, бледна и неестественно худа, со спутанными непричесанными волосами. Изнуренный вид дополняется ярко горчичным фоном, который усиливает выраженность бледности и ощущение изможденности. В руках женщины белая лилия- символ надежды на излечение.
Надо отметить, что в то время образ любой болезни ассоциировался с женщинами (как и смерть), особенно если речь шла об инфекциях, передающихся половым путем: женщина-искусительница, коварно «одаривает» заболеванием. Изобразить развратницу, виновную в болезни, наверное, было самым простым способом символично отобразить болезнь, без анатомических подробностей.

 photo Ramon_Casas_-_Original_design_for_the_poster_Sfilis_-_Google_Art_Project.jpg

Художник-импрессионист Эдгар Дега однажды заявил, что картины французского художника Анри Тулуз-Лотрека, описывающие жизнь проституток, «воняют сифилисом».
 photo lautrec_rue_des_moulins_the_medical_inspection_1894.jpg
Анри де Тулуз-Лотрек «Медицинский осмотр» (1894)

Точно так же на картине малоизвестного при жизни британского художника Ричарда Теннанта Купера (Richard Tennant Cooper) (1885-1957) «Сифилис», чьи аллегорические картины изображают связь между демоническими силами и вызываемыми ими болезнями. Мы видим, как голая женщина приносит бедному мужчине болезнь (сама болезнь представляет из себя злобное чудище, кожа которого помимо сыпи поражена гумами-признаками третичного сифилиса).

 photo syphilis-_gouache_by_richard_tennant_cooper_1912-_wellcome_v0017232-1.jpg

Р.Купер"Сифилис" (1912).

 photo original_1.jpg
Р.Купер. Обнаженная женщина смотрит в спину мужчине. Скелет в плаще в углу картины изображает собой сифилис.

В конце 19-го века норвежский художник Эдвард Мунк (Edvard Munch) изобразил мать с ребенком, у которого врожденный сифилис. Мунк написал эту картину под впечатлением приемного отделения одной из больниц. Картина носит недвусмысленное название «Наследство».
 photo edvard_munch_-_inheritance_-_google_art_project.jpg
Эдвард Мунк «Наследство» (1897 - 1899). Одна из нескольких версий.

Кстати, сифилис - это заболевание, которое наиболее часто встречается в истории искусств. Сифилис является одним из немногих венерических заболеваний, которое существуют в течение длительного времени (наряду с гонореей). Видимо, поэтому это заболевание так широко отображено в истории искусства.
Как распознать сифилис на картинах?
Трудно точно определить, как выглядит сифилис. У него так много всевозможных симптомов и проявлений, что его называют «великим подражателем» или «великим имитатором». Можно заразиться сифилисом и иметь слабовыраженные симптомы или вообще не иметь их. Чаще сифилис приводит к появлению язв в области гениталий и / или рта и зудящих высыпаний, которые распространяются по всему телу и на конечностях. На более поздних стадиях заболевание может поражать головной мозг и нервную систему, глаза и сердце. Врожденный сифилис может привести к глухоте и деформациям черепа (зубы Гетчинсона — дистрофические изменения центральных верхних резцов).

 photo jmedlife-07-4-g003.jpg
Гравюра с изображением человека в печи для фумигации (1659 г.) Жака Ланиэ. Распространенное лечение сифилиса в то время. Внутрь печи помещалась ртуть, которая при горении "испарялась" на пациента.

В 15 веке у сифилиса, похоже, были симптомы, слегка отличающиеся от современных. Ученый и историк Джаред Даймонд (Jared Diamond) пишет, что, когда сифилис впервые был зафиксирован в Европе в 1495 году, «пустулы болезни часто покрывали тело от головы до колен, вызывали падение плоти с лиц людей и приводили к смерти в течение нескольких месяцев». Он утверждает, что к 1546 году болезнь выглядела намного ярче, чем сегодня.
 photo screen-shot-2016-06-14-at-10-01-12.png
Кувшин с изображением матери, больной сифилисом, с ребенком (4 век), Перу.

Самое раннее возможное художественное свидетельство о сифилисе относится к 4-му веку, Перу. Это глиняный кувшин из серии кувшинов, каждый из которых показывает симптомы определенного заболевания, таких как проказа или лейшманиоз. В настоящее время все кувшины экспонируются в Парижском музее искусств. «Сифилитический» кувшин изображает мать и ребенка. Ребенок выглядит относительно здоровым, но у матери есть два симптома врожденного сифилиса: разрушенная носовая перегородка и деформация верхней челюсти. Тот факт, что она изображена с ребенком, может указывать на то, что уже тогда была известна опасность передачи сифилиса детям.
 photo 176999_900.jpg

Первая эпидемия сифилиса в Европе разразилась в конце XV века. К тому времени человечество знало много неизлечимых заболеваний, однако сифилис уже тогда произвел глубочайшее впечатление, о чем свидетельствует множество иллюстраций, предназначенных, прежде всего, для просвещения людей. В то время никто не знал о пути передачи сифилиса, но смертельная опасность болезни, обезображивающей лица и тела, уже была хорошо известна. В одном описании заболевания говорится, что у мужчины «отвалился нос», а в другом - «лицо было съедено оспой, за исключением бороды на подбородке». Развитие печатной техники в это время позволило распространять художественные гравюры и брошюры. Немецкий художник Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer) (1471— 1528) (или его учитель, Михаэль Вольгемут (нем. Michael Wolgemut, 1434 - 1519,) создал гравюру на дереве, которая была напечатана вместе с предупреждениями о сифилисе нюрнбергского врача Теодора Улсениуса. Листовка была создана и распространена в 1496 году. В тексте описываются признаки и симптомы заболевания и говорится, что его невозможно вылечить. В нем также утверждается, что существует связь между эпидемией и «великим соединением» 1484 года – появлением созвездия из цикла созвездий, предположительно ведущих к «последним дням мира» - иными словами, сифилис был признаком апокалипсиса. На иллюстрации изображен сифилитик, а «великое соединение» обозначено астрологическими знаками с цифрами «1484» над головой фигуры. Кожа мужчины покрыта ранами и сыпью.

 photo screen-shot-2016-06-14-at-10-04-38.png
Ксилография, приписываемая Альбрехту Дюреру, сопровождаемая текстом, написанным Теодором Улсениусом (1496)
 photo ducc88rersyphilis1496.jpg
Ксилография с изображением человека-сифилитика (1496 г.), приписываемого Альбрехту Дюреру
Было довольно много такого типа информационных листовок о сифилисе. Когда стало ясно, что сифилис передается половым путем, художественные отображения болезни изменились, в них появилось отчетливое осуждение. Это можно увидеть уже в 1490-х годах. На гравюре, выполненной в 1496 году Себастьяном Брандтом (Sebastian Brandt), с сопровождающим текстом Иосифа Грюнпека (Joseph Grünpeck), изображена Дева Мария и младенец Христос, наказывающий зараженных, поражая их стрелами. Здесь с инфицированными сифилисом обращаются как с грешниками, что свидетельствует о раннем осознании того, что болезнь может быть связана половой распущенностью.
 photo screen-shot-2016-06-14-at-10-10-56.png
Титульный лист ксилографии (1496) Себастьяна Брандта, сопровожденный трактатом Иосифа Грюнпека.

Сифилис был настолько широко распространен в то время, что у него даже был святой покровитель: безголовый Сен-Дени.
Георгий Штуч (Georg Stuchs), изображающий ксилографию Сен-Дени в 1496 - 97 годах, показывает его рядом с Девой Марией в сопровождении молитвы. Такого рода отпечаток с молитвой обычно висел у постели больного для облегчения страданий инфицированных.
 photo screen-shot-2016-06-15-at-12-41-51.png
Г.Штуч «Святой Дени, молящийся Богородице и Младенцу за помощь в преодолении проклятия Сифилиса» (1496 - 97)

Этот период в Европе, по-видимому, оказал наибольшее влияние на изучение и описание симптомов сифилиса, так как все произведения искусства, посвященные сифилису, имели сопроводительные тексты. Но есть примеры произведений искусства, которые сложнее «диагностировать». Например, портрет молодого человека Ганса Гольбейна-младшего (Hans Holbein) 1523 года, на которой изображен человек, лицо которого покрыто папулами. Некоторые историки медицины все же диагностировали у него сифилис, другие считают, что это проказа или совсем другое заболевание. По праву, сифилис является «великим подражателем», его очень трудно диагностировать с помощью всего лишь изображения.

 photo hans_holbein_the_younger_-_head_of_a_young_man_fogg.jpg
Г. Гольбейн-младший, Голова юноши (1523).

Гравюра Хогарта «Умирает, пока доктора спорят» из цикла «Карьера проститутки», на которой изображена умирающая от сифилиса женщина
 photo 134030.jpg
Матиас Грюневальд. Страдающий человек (фрагмент из «Искушения святого Антония») ор.1510 - 1515

 photo kkk.jpg
Англия, XVIII век - как тут без пудры и румян?

К началу 17-го века эпидемия сифилиса в Европе закончилась, и количество художественных отображений этой болезни уменьшилось.
 photo SyphFace-009.jpg
Изображение сифилиса теперь ограничивалось медицинскими справочниками и учебниками. Одним примечательным исключением является портрет Герарда де Лересса (Gerard de Lairesse) кисти Рембрандта ван Рейна (Rembrandt van Rijn). Герард был художником-графиком, проиллюстрировавшем «Анатомию человека», сам он страдал от врожденного сифилиса: его портрет, выполненный с сочувствием и уважением, отображает деформацию носа. Известно, что в 1690 году Герард ослеп.
 photo 800px-rembrandt_harmensz-_van_rijn_095.jpg
Рембрандт ван Рейн, портрет Герарда де Лересса (1656).
Помимо медицинских иллюстраций и учебных материалов другими источниками изучения истории сифилиса являются плакаты и рекламные объявления.
 photo 182d546669b19a0674052a148fa075b4.jpg
На плакате 19-го века из Японии показаны симптомы сифилиса. Это реклама «таблеток для лечения токсических заболеваний, таких как сифилис и гонорея», иллюстрирующая людей «до» и «после» терапии. Особенно заметными являются папулы на лице женщины, а также деформация носа и зубов мужчины.
Описания сифилиса в литературе бесчисленны. Очень часто упоминание болезни используется именно для акцента на моральном падении героя (Маяковский «Сифилис», Агеев «Роман с кокаином», Бабель «Конармия», Ги де Мопассан «Койка №29», Куприн «Яма», «Звездная сыпь» у Булгакова и многих других писателей).
Итак, действительно, есть много работ, изображающих эту болезнь. Изображение сифилиса варьировалось от прямого отображения симптомов в медицинских книгах и журналах до листовок, рекламных плакатов, портретов и аллегоричных композиций.
 photo sss.jpg
La Syphilis - плакат, предназначенный для предупреждения бельгийских солдат, возвращающихся с фронта от опасностей «французской оспы». На ней изображена опасная женщина, которая стоит перед полем могил.

Прослеживая эволюцию этих образов, мы видим, как отношение к сифилису менялось с течением времени. Каждое изображение сифилиса, похоже, пронизано смесью страха, любопытства и осуждения, отвращения и очарования. Можно увидеть и вечный поиск «виноватого»: художники стремятся безоговорочно возложить вину то на самих страдальцев, то на опасных женщин или же просто на апокалипсис. В этих изображениях также есть надежда на спасение от смерти: прими эти таблетки, молись этому святому, не распутствуй, не прелюбодействуй. Именно эта смесь надежды, отвращения, страха и очарования делает эти, казалось бы, абсолютно разные образы похожими.
Само слово «сифилис» имеет любопытную историю происхождения. Его придумал врач и поэт Джироламо Фракасторо, который дал имя «Сифилус» (то есть «друг свиней») герою своей поэмы. В ней автор иносказательно рассказывал о симптомах болезни и представил свою версию ее происхождения: пастух Сифилус, истосковавшийся по женщинам, возлежал со своими свиньями и за это был наказан брезгливыми богами.


 photo ad760382af4c.jpg


интересно
интересно
интересно
Tags: болезнь в искусстве, тематическая подборка картин
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment